Охота вместо выращивания: у подготовки кадров и инноваций — общие проблемы

Охота вместо выращивания: у подготовки кадров и инноваций — общие проблемы

Сергей Ведяшкин/ АГН «Москва» Многие сибирские строительные компании вяло участвуют в подготовке кадров и внедрении технологических новинок; в условиях экономической неопределенности они сосредоточились на выполнении текущих задач и не видят смысла тратить оскудевшие ресурсы на выстраивание долгосрочных стратегий. Между тем, придерживаясь такой тактики, предприятия лишают себя и возможной государственной поддержки на этих важных направлениях. Подробнее о проблеме рассказали новосибирские эксперты.

По информации директора Новосибирского архитектурно-строительного колледжа Сергея Аверьяскина, в Новосибирской области, как и во многих других российских регионах, для преодоления кадрового дефицита в проектировании и строительстве (на уровне среднего профессионального образования) сформирован кластер федерального образовательного проекта «Профессионалитет», ядром которого стал Новосибирский архитектурно-строительный колледж. В состав кластера также вошли Бердский политехнический, Куйбышевский политехнический, Маслянинский аграрный колледжи, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ имени А. Д. Крячкова) и ряд других образовательных учреждений.

Сергей Аверьяскин напоминает, что с сентября 2026 года основную часть ресурсов СПО при подготовке кадров, включая оснащенные современным оборудованием учебно-производственные комплексы (УПК), планируется сконцентрировать как раз в таких образовательных кластерах. Потенциал образовательных учреждений в составе кластера (который будет усилен за счет федеральной поддержки) позволяет готовить работников по всему спектру необходимых специальностей: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Водоснабжение и водоотведение», «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «Информационное моделирование в строительстве», «Архитектура», «Мастер общестроительных работ», «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ» и другим.

Но строительные компании не входят в кластер, не заключают договоры на целевую подготовку специалистов, предпочитая искать и выбирать себе работников среди уже готовых выпускников.

В итоге у федерального центра, распределяющего ресурсы на поддержку образовательных кластеров в рамках проекта «Профессионалитет», создается иллюзия, будто сибирским строителям квалифицированные кадры среднего звена не нужны.

«В сентябре 2026 года примерно 900 человек будут приняты на обучение в наш кластер по специальностям строительной отрасли, через год кластер выпустит 400 специалистов, через два — остальные 500 человек, далее по 900 в год будут принимать и по 900 выпускать», — описал перспективы Сергей Аверьяскин. Согласно плановым показателям проекта, к концу 2028 года количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в новосибирском кластере должно достичь 2 146 человек, а количество договоров с гарантией трудоустройства выпускников — 1 200 (нарастающим итогом).

Правда, тут возникает еще одна проблема, и о ней тоже сказал Сергей Аверьяскин: не все выпускники остаются в строительных организациях на долгий срок. Нередко, поработав там два-три месяца, недавние студенты уходят в сферу малого и среднего бизнеса; предложения их индивидуальных услуг можно найти на ПРОФИ.РУ. Да, на производственные практики студенты кластера разбираются как горячие пирожки, однако долгие трудовые отношения со строительными компаниями у них порой не складываются.

Так или иначе, правила игры таковы, что с сентября 2026 года образовательные учреждения, входящие в состав кластера, должны будут готовить целевых студентов только для компаний, тоже входящих в кластер, и именно в эти компании молодые специалисты должны трудоустраиваться по долгосрочным договорам целевого обучения.

По убеждению Сергея Аверьяскина, региональному Минстрою, профильным СРО следует вести разъяснительную работу с целью привлечения подрядных компаний, застройщиков к заключению целевых договоров на подготовку рабочих кадров, специалистов среднего звена в составе кластера. Да, короткий горизонт планирования строительного бизнеса в нынешних нестабильных условиях объективно отпугивает работодателей от заключения таких договоров, общий срок которых, включая годы обучения и обязательные три года трудоустройства на предприятии, достигает 7-8 лет. К такому долгому планированию готовы только местные монополисты — поставщики ресурсов и крупные корпорации федерального масштаба. Но заключать договоры все равно нужно, в противном случае отрасль парадоксальным образом может остаться без кадров — при наличии готовности государства выделить ресурсы на их подготовку в рамках образовательных кластеров.

Эту позицию поддерживает ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств Наталья Багрова. Она отметила высокий уровень подготовки выпускников новосибирских образовательных учреждений, который недооценен на местном уровне. «Наши работодатели порой нам говорят, что мы плохо готовим специалистов, не замечая при этом, что лучших наших студентов разбирают их коллеги из западных регионов России, причем разбирают еще на ранней стадии обучения, а местным, которые ждут готовых выпускников, остаются те, кто похуже», — указала Наталья Багрова, подчеркнув, что пассивность местных работодателей при заключении целевых договоров провоцирует секвестр бюджетных мест в региональных учреждениях среднего и высшего образования.

Сергей Аверьяскин рекомендует сибирякам брать пример со своих коллег из субъектов Федерации, расположенных «слева от Урала», — там все студенты СПО учатся по целевым договорам с четким ориентиром на трудоустройство в конкретные компании. «Надо понимать: средства, которые выделяются на создание и работу образовательных кластеров, — это средства не для колледжей, а на кадровую поддержку бизнеса, и настоящими хозяином кластера должно стать бизнес-сообщество — через заключение целевых договоров на подготовку сотрудников по конкретным специальностям», — подчеркивает он.

Как стимулировать внедрение новинок

Недостаточный горизонт бизнес-планирования также становится одной из причин отказа предпринимателей от внедрения инновационных решений в строительной отрасли — об этом рассказал первый проректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Александр Евдокименко.

Он привел в пример перечень как разрабатываемых, так и готовых, запатентованных прикладных решений, успешно выполненных специалистами НГАСУ. К таким разработкам относятся, в частности, дорожно-строительные материалы на основе добавок золошлаковых отходов ТЭЦ, новые составы легкого бетона на основе гранулированного пеностекла с улучшенными прочностными и теплоизоляционными характеристиками (создан проект завода по производству данных материалов), комплексный модификатор, ускоряющий твердение и увеличивающий прочность цементных композитов, ряд новинок в сфере деревянного домостроения (НГАСУ выступил автором комплексной программы деревянного домостроения для Сибирского федерального округа).

К сожалению, большинство разработок не получает путевки в жизнь по причине нежелания бизнесменов рисковать и вкладывать средства в инновации. «У нас есть до 150 поддерживаемых патентов, а их общее число достигает тысячи, но мы понимаем, что в ближайшие годы они, скорее всего, так и останутся невостребованными», — констатировал Александр Евдокименко. Исключения составляют только те технологии, инициаторами и заказчиками которых становятся сами владельцы предприятий, желающие повысить эффективность своего бизнеса. Преимущественно это предприятия по производству строительных материалов.

Александр Евдокименко приводит примеры успешной разработки и внедрения технологических новинок, созданных по заказу заводов по выпуску керамического кирпича (разработка минеральных составов и способов окрашивания лицевой поверхности кирпича) и цемента (разработка добавок для расширения ассортимента цементов). Еще один «живой» коллективный заказчик НИОКР — регионы Арктической зоны, нуждающиеся в новой технике и технологиях для создания надежных фундаментов в вечномерзлых грунтах и эффективных теплоизоляционных материалов.

Но в целом за внедрение большинства перспективных разработок никто не хочет браться, потому что это требует перестройки технологических линий, покупки дополнительной оснастки, оборудования и пр.

Координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ по Сибирскому федеральному округу, вице-президент Российского Союза строителей Максим Федорченко для преодоления этой проблемы предлагает активнее продвигать новинки на уровне проектировщиков: вооружившись полноценной информацией обо всех их преимуществах, они смогут убедительнее доказать полезность, экономическую выгоду их включения в проекты в диалоге с заказчиком. Целесообразно также постараться заинтересовать новинками централизованные структуры вроде региональных Фондов капитального ремонта многоквартирных домов: их внимание наверняка привлекут решения, позволяющие экономить финансовые ресурсы при сохранении качества работ — и они простимулируют освоение таких решений подрядчиками.

Исполнительный директор Союза «Гильдия проектировщиков Сибири» Александр Панов рекомендует сделать акцент на работе с заказчиками, поскольку пока проектная компания не увидит пункт о применении тех или иных инновационных решений в техническом задании на проектирование, она в силу отраслевого консерватизма скорее всего продолжит делать проектно-сметную документацию по старым проверенным решениям. Поэтому новые прикладные разработки следует вносить в повестку круглых столов и семинаров на специализированных строительных форумах вроде «Сибирской строительной недели», где на одной площадке собираются и заказчики-инвесторы, и проектировщики, и строительные подрядчики, и представители органов власти.

Наталья Багрова предлагает внедрять в России механизм венчурных инвестиций, когда за поддержку и выведение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на уровень промышленного производства берутся «бизнес-ангелы», готовые рискнуть и вложиться в новинку с прицелом на участие в прибыли, которую в перспективе даст ее практическое применение.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.