
После завершения украинского конфликта стоит ожидать смещения акцентов и обострения борьбы за Центральную Азию. Об этом в интервью корреспонденту EADaily заявил сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
- В Белом доме есть план окончания войны на Украине, и его представят Зеленскому «как свершившийся факт». Зеленский сейчас находится в таком положении, что будет вынужден принять план, какими бы ни были условия. Означает ли это появление реальных очертаний завершения украинского конфликта?
— Я бы не исключал, что таким образом может быть достигнут компромисс, если украинская сторона под давлением администрации Трампа согласится на ряд российских условий в рамках проводимой СВО. Поэтому конец конфликта может действительно приблизиться на фоне продолжающегося разгрома украинской армии на линии боевого разграничения и перед лицом неминуемой катастрофы. Соответственно, по факту это будет результатом не столько «миротворческого» энтузиазма Трампа, сколько реальным положением на поле боя, так как ВСУ терпят крах, и хозяева Банковой спешат с переговорами о заключении мира, чтобы не допустить обвального разрушения фронта и значительного продвижения российской армии вглубь украинской территории с потерей новых регионов. Потому что в ином случае это будет уже унизительная капитуляция и явное поражение всего Запада, так как в реальности проигрывает эту войну всё НАТО.
- Если данный план будет реализован, стоит ли ожидать ослабления антироссийских санкций, в том числе со стороны Европы?
— Наверняка стоит, особенно со стороны США, которые даже в момент санкционной войны со стороны ЕС, наоборот, пытались наращивать торгово-экономические отношения с Россией, так как в Вашингтоне заинтересованы в совместном освоении Арктики, в реализации в той же Европе нефти и газа, добытой в России, но при посредничестве хитрых янки. Не зря американские компании хотели выкупить активы совместной российско-немецкой компании «Северный поток — 2». Американцы в этом случае отменят санкции намного быстрее, чем Брюссель, так как для них извлечение прибылей и сохранение конкурентных преимуществ в противоборстве с Китаем намного важнее. Плюс в американской элите еще лелеют надежду остановить дальнейшее сближение Москвы и Пекина и стремятся вбить любой клин и добиться хотя бы нейтралитета России в будущей неминуемой схватке с Китаем. С ЕС будет сложнее, но постепенно ряд стран содружества даже в одностороннем порядке начнут наращивание торговли с Москвой, и санкции в новых условиях потеряют всякий смысл.
- Опять же, если данный план будет реализован, стоит ли ожидать смещения акцентов в сторону Тайваньского пролива?
— Да, следует, так как все свои силы Трамп и его администрация хотят сконцентрировать в Индо-Тихоокеанском регионе, закрыв уже ненужный и отвлекающий фронт на Украине. Плюс для Вашингтона нужна передышка минимум в три года, чтобы преодолеть провал в производстве обычных боеприпасов, так как склады Пентагона и НАТО пусты в связи с конфликтом, а также провести перевооружение своей армии и войск сателлитов в связи с наметившимся сильным отставанием в военно-технической сфере, что также обнажила война на Украине. Поэтому на Западе мы и наблюдаем новую лихорадочную гонку вооружений. Соответственно, Трамп и К идут на сделку не от хорошей жизни или «добрых» намерений, а из-за невыгодных условий, в каких они оказались из-за провала попытки реализации стратегии Байдена по разрушению России через нанесение ей «стратегического поражения».
Как реализация плана отразится на странах Центральной Азии? То есть, имея в виду результаты недавно прошедшего саммита С5+1, будет ли смещение акцентов и обострение борьбы за регион между глобальными игроками?
— Борьба за регион продолжится с еще большей силой, так как захват англосаксами и европейцами месторождений редкоземельных металлов, вольфрама, цветных и драгоценных металлов и других критических минералов ведёт за собой колониальное освоение территорий со всеми вытекающими последствиями. Происходит быстрая геополитическая переориентация правящих элит бывших советских среднеазиатских республик на Запад, что резко смещает баланс сил в Казахстане и Средней Азии в пользу США, Великобритании, ЕС и даже Японии с Южной Кореей, которые также намереваются добывать тут ресурсы для своего ВПК и технологических отраслей. Эта переориентация происходит в рамках так называемой «тюркской интеграции» и создания военно-политического блока Организации тюркских государств (ОТГ), становящегося вспомогательным для НАТО оружием для сдерживания Китая, выдавливания России и изоляции Ирана. Не зря же Токаев пообещал Трампу вскоре подписать «Соглашения Авраама», которые не только закрепляют позиции Тель-Авива в регионе, но и создают враждебную дугу для Тегерана с севера со стороны Средней Азии. То есть Казахстан и регион втягивают еще и в ближневосточный конфликт на стороне Запада и Израиля.
К тому же надо понимать, что всё это делается для подрыва монополии Китая в сфере добычи и переработки редкоземельных металлов, и если это удастся, то Пекин уже в среднесрочной перспективе рискует потерять даже не миллиарды, а триллионы долларов. Дешевыми РЗМ из РК и Средней Азии США попытаются насытить ту же Индию и максимально ослабить зависимость Дели от Поднебесной от этих материалов. Соответственно, Индия может охотнее и быстрее продолжить военно-политическое сближение с Западом, чем сейчас. Плюс Россия и Китай получат на своих границах прокси НАТО и уже ощущают нарастающую угрозу сепаратизма в регионах, населённых тюркоязычными народами.
То есть экономические и геополитические последствия этой экспансии Запада в Казахстане и регионе огромные и не в пользу Пекина, Москвы и Тегерана. Поэтому наши соседи ради своей же безопасности будут стараться купировать разными способами все эти угрозы, так как еще и возникает опасность дестабилизации всей Средней Азии из-за накопившихся социальных, демографических, водных, земельных, межнациональных и религиозных противоречий, которые сейчас будут резко усилены западным неоколониализмом.
В интересах наших народов и в целях сохранения суверенитета и независимости важно не допустить превращения Казахстана и Средней Азии в «новую Африку» или сырьевой протекторат Запада, что, по сути, означает выстраивание Украины 2.0, но теперь уже для Китая и России. Это чревато катастрофой и необратимыми последствиями для местных жителей, и таким образом элиты выполняют такую же роль компрадоров, что и в Киеве.
Как сообщалось ранее, в конце октября по указанию Трампа в Вашингтоне началась работа над новым планом урегулирования. Над этим документам работали госсекретарь США Марко Рубио, спецпредставитель президента Стив Уиткофф, вице-президент Джей Ди Вэнс и зять американского лидера предприниматель Джаред Кушнер.